главная о лаборатории новости&обновления публикации архив/темы архив/годы поиск альбом |
Виталий Сааков и PRISS-laboratory на Facebook | ||
ГОРОД И ПОЛИТИКА: ИНВЕРСИИ, ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ к радикальной читательской трактовке текста «Управление против власти» |
вернуться в разделш | виталий сааков и priss-laboratory на facebook |
содержание разделаш | Город и политика: инверсии, параллели и перпендикуляры. К радикальной читательской трактовке текста «Управление против власти» |
Преамбула |
Инверсия действительностей «политическое» и «городское» |
Параллели в филиации и развитии идей «город» и «политика», а также производимых ими концепций и теорий |
Перпендикуляры: онтологические и организационные риски для мышления о «политическом» и «городском» |
Развертывание (масштабирование и локализация) мышления о «городском политическом» |
Резюме |
PRISS-laboratory
и Виталий Сааков на Facebook https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=8450211225023441&id=100001039424801 |
смотри также Город и горожанин. Культура и цивилизация Системное представление тематики текста «УПРАВЛЕНИЕ ПРОТИВ ВЛАСТИ» |
Виталий Сааков |
ГОРОД И ПОЛИТИКА: ИНВЕРСИИ, ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ к радикальной читательской трактовке текста «Управление против власти» |
Задачи трактовки (а) Введение политического из городского. Сведение городского к политическому (б) Прорисовка действительности «городское политическое»: масштабирование и локализация |
Преамбула |
Заголовок указывает, во-первых, на рассмотрение феномена «город» как феномена преимущественно политического и, во-вторых, феномена «политика» как преимущественно городского. Текст «Управление против власти» где-то прямо, а где-то косвенно следует подобному сопоставление обоих феноменов. Прямо: там, где идет отсылка к онтологическому основанию различения и связи полиса и ойкоса в их историческом развертывании. Косвенно: там, где приводятся кейсы-иллюстрации данного развертывания, так или иначе привязанных к городским сюжетам и событиям. Это к параллелям принципа, идеи и понятия того и другого феноменов, а также их обратимости. |
Инверсия действительностей «политическое» и «городское» |
Неизбежность таковой обусловлена их онтологической рядоположенностью. Инверсия имеет место с античной предыстории: социальное устройство греков проецируется на строение их поселений. И обратное – строение их поселений воспроизводит социальное устройство. Инверсия строения поселений и их социального устройства обнаруживается во все времена и повсеместно. Но в этом обстоятельстве важно учитывать особенности инверсивных сторон, избегая отождествления с искомой – с инверсией именно «политического» и «городского». Ее особенность, начиная с античной предыстории, затем истории эллинистической Аттики и ее средиземноморских колоний вплоть до городских поселений европейского Средневековья состоит в том, что «…Понятие «город» может и должно быть введено не только в ряд <> экономических, но и политических категорий. <> В азиатских городах не существовало особого имущественного или процессуального права, которым располагали горожане как таковые» (М.Вебер). Отсутствие такового в «городе» равнозначно отсутствию в нем «политики». |
Параллели в филиации и развитии идей «город» и «политика», а также производимых ими концепций и теорий |
В отличие от онтологической обратимости (инверсии) конкретно-практических и эмпирических феноменов «город» и «политика», в теоретическом их осмысление дело обстоит противоположным образом. Чем конкретнее и детальнее являются представление о «городском», тем незамысловатее представление о его «политическом». Подобное отношение прослеживаются от Платона до утопий Кампанеллы и Мора (в наше время подобные "рецидивы" воспроизводит, например, Антонио Солери своим Аркосанти). А чем проще и абстрактнее представление о «городском», тем более сложной и разработанной выступает теория «политического». Такова линия от Гипподама Милетского до Эварда Говарда (в наши дни данное отношение воспроизводит Кристофер Александер своим тезисом город решетка, а не дерево). | ||
В отношении «политического» к «городскому» дело обстоит схожим образом. Чем детальнее и более разработанным предлагается устройство «политики», тем элементарнее отвечающие ей решения в строении «города». Эволюция девелоперских проектов за последние полтора-два столетия служит убедительной тому иллюстрацией. |
Перпендикуляры: онтологические и организационные риски для мышления о «политическом» и «городском» |
Принципом ортогональности предполагается (а) обнуление размерности одной проекции на другую и (б) изменение размерности одной проекции в отсутствии реакции другой. В ММК этот принцип обеспечивается приемом ортогональности объектно-онтологического и организационно-деятельностного планов мышления. | ||
Внимание к объектности одного с безразличием к другому, а равно развертывание организационного замысла одного вне отражения в другом, рефлексивно может быть уподоблено методичному следованию принципу ортогональности. Интуитивно же тематизм «общежитие» не может не включать как одного, так и другого. И авторы неоднократно отмечают амбивалентность вводимого ими термина. А таковая с необходимостью предполагает отражение одного – «политического», в другом – «городском», и, напротив, «городского» в «политическое». | ||
Амбивалентность термина предполагает, если по ММК, за ним специфическую структуру кентавр-понятия. И если принять таковое понятие, то тематизация «политического», ориентируемая идеей общежития, с необходимостью включит тематику «городского». Противоположное же – в ущерб как одному, так и другому. |
Развертывание (масштабирование и локализация) мышления о «городском политическом» |
Сказанное выше подводит к положению о нетождественности «городского» и «политического», с одной стороны, и к их нераздельности и связности, с другой. Вывод из этого двусмысленного положения: мы имеем дело со сложносоставным феноменом по имени «городское политическое». Мышление о подобных феноменах – это промысленное включение одного в другое с назначением функций для включаемого. Следовательно, «политическое» есть функция «городского». Эмпирических опровержений этому нет, и онтологически они невозможны. | ||
ММК в противовес, словами авторов, "общепринятой культуре" исходит из идеи коллективности мышления и деятельности, их обусловленности коллективно-распределенными формами, что и свернуто в схеме-принципе МД. "Классическая" ОДИ – та форма эмпирического воплощения МД, которая доступна чувственному восприятию. Отправляясь от СД-схематизма деятельности над деятельностью, ОДИ развертывает МД-сюжеты «политического»: коммуникации над деятельностью, мышления над коммуникацией, мышления над деятельностью, а с учетом рефлексии еще и множит их репертуар. | ||
«Город», также будучи формой коллективно-распределенных мышления и деятельности, в отличие от ОДИ не предоставляет нам чувственно воспринимаемых МД-сюжетов. Следовательно, «городское политическое» не наглядно, и его аутсайдеры нуждаются в предметной сценографии «городского политического». А так как его сцены не исчерпываются сюжетами отдельных «городов», то сценическая драматургия мыслится в категориально-онтологической связке «урбанизация-политизация». Исключение из нее любой составляющей ведет к элиминации «городского политического» как такового. |
Резюме |
Сюжеты, выносимые из чтения и оформляемые в читательских трактовках, суть важнейшие его продукты. Индивидуальные смыслы, складывающиеся в ходе чтения, в т.ч. в пересечениях группового, не более, чем побочные его результаты. Чем раньше вынесен сюжет, тем обстоятельнее впоследствии его трактовка, вплоть до альтернативной авторскому изложению. Читательская трактовка может и должна выноситься с первых шагов чтения/обсуждения, т.к. исходно и неразрывно связана с ситуацией читателя. А безотносительно к ней, то есть за счет т.н. "чистого" понимания, чтение лишь своеобразный досуг. |
|
|